Елена Штурнева (elena_shturneva) wrote,
Елена Штурнева
elena_shturneva

"Шёпоты и крики"[1972] И.Бергмана






"Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда". Почему-то именно эти строчки вспомнились, когда смотрела  "Шёпоты и крики" Бергмана  и вспоминала им же самим (в "Исповедальных беседах", по-моему) рассказанную историю, что фильм мучительно  рождался из навязчивого видения, преследовавшего его год — четыре одетых в белое женщины в красной комнате. Они двигались, перешёптывались. Сначала Бергман игнорировал видение, но вскоре понял, что женщины чего-то хотят от него. Тогда он "нехотя истолковал" видение:
три женщины ждут смерти четвёртой, они дежурят по очереди.


Фильм о страхе смерти и страхе перед жизнью.
Об одиночестве. Ревности. Воспоминаниях.
И этот ослепляющий красный цвет стен в комнатах дома, на фоне которых особенно ярко смотрятся черные платья сестёр. Для Бергмана красный - это цвет души.
“В детстве я думал, что душа должна быть похожа на дракона. Этакий сгусток синего тумана — полурыба или полуптица — внутри которого бьется красное пламя”.





Медленный, подробный, тягучий фильм с удивительно безжалостными крупными планами[видны морщинки, неровности кожи,
кажется, что рассматриваешь под микроскопом все движения души героини]. К таким крупным планам не сразу привыкаешь.






Почему-то на протяжении всего фильма напрашивались упрямые ассоциации с Чеховскими "Тремя сёстрами" (здесь их тоже три) и
"Вишнёвым садом" (где оставленная, забытая за ненадобностью служанка Анна - это Фирс.



Tags: Ингмар Бергман, кино, любимое, фильм, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments