Елена Штурнева (elena_shturneva) wrote,
Елена Штурнева
elena_shturneva

"Шёпоты и крики"[1972] И.Бергмана






"Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда". Почему-то именно эти строчки вспомнились, когда смотрела  "Шёпоты и крики" Бергмана  и вспоминала им же самим (в "Исповедальных беседах", по-моему) рассказанную историю, что фильм мучительно  рождался из навязчивого видения, преследовавшего его год — четыре одетых в белое женщины в красной комнате. Они двигались, перешёптывались. Сначала Бергман игнорировал видение, но вскоре понял, что женщины чего-то хотят от него. Тогда он "нехотя истолковал" видение:
три женщины ждут смерти четвёртой, они дежурят по очереди.


Фильм о страхе смерти и страхе перед жизнью.
Об одиночестве. Ревности. Воспоминаниях.
И этот ослепляющий красный цвет стен в комнатах дома, на фоне которых особенно ярко смотрятся черные платья сестёр. Для Бергмана красный - это цвет души.
“В детстве я думал, что душа должна быть похожа на дракона. Этакий сгусток синего тумана — полурыба или полуптица — внутри которого бьется красное пламя”.





Медленный, подробный, тягучий фильм с удивительно безжалостными крупными планами[видны морщинки, неровности кожи,
кажется, что рассматриваешь под микроскопом все движения души героини]. К таким крупным планам не сразу привыкаешь.






Почему-то на протяжении всего фильма напрашивались упрямые ассоциации с Чеховскими "Тремя сёстрами" (здесь их тоже три) и
"Вишнёвым садом" (где оставленная, забытая за ненадобностью служанка Анна - это Фирс.



Tags: Ингмар Бергман, кино, любимое, фильм, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments