Елена Штурнева (elena_shturneva) wrote,
Елена Штурнева
elena_shturneva

Санджар ЯНЫШЕВ "СЛУХАЧ"

Слышал я однажды (мой слух мне это позволил) про человека со странным отклонением: он воспринимал звуковую картину мира избирательно, отдельными «пятнами», частотными интервалами.
Скажем, пение сверчков, морской прилив, гудение электричества и рукоятку колесной лиры он различал без особого напряжения.
А вот сочащуюся через клапаны инструмента музыку, собачий лай на рассвете, хлопок ладони о ладонь и закипающий чайник ему услышать так никогда и не довелось: они были навеки спрятаны от него в глухой запаянный ящик, именуемый Небытием.
Там же оказались и человеческие голоса.
Некоторые вполне фантастические сведения об этих звуках он черпал из специальных каталогов, составленных лучшими слухачами-профессионалами.

…С утра скреблись китайские столовые приборы из малахита (две дирижерские указки) – в кухонном ящике, рядом с фамильным штопором; скворчащий лимонный ломоть в пиалушке да ветряная мельница в облезлом ноутбуке – все предвещало легкую мигрень, гипертонические шумы.
К пяти его срубило; к шести – стемнело; к семи пришла молочница под окна со своим вечерним творогом и промасленным голосом, «шара-бара» продрынбал на арбе, умерший пес прошкрябал по линолеуму; приснилась тема, темка, надо записать.
Напел внутри себя, потом – пока включал инструмент – напел снаружи (чуть смазал).
Два раза наиграл, добавил люфт, увеличил длительность, провел легато, наложил вчерне гармонию.
Последовательность одиннадцати звуков – и тема зажила.
Осталось лишь проверить Генеральным Поисковиком.
Открыл ноут, вошел в поисковую систему melox.com, кодированный файл приаттачил.
Enter.
Результаты поиска: 4.
Всего 4?!
Обычно – тьма самой приблизительной дряни: система загребает муть и брызги эфирных волн мельчайшей сетью: ни капли мимо.
Итак, что имеем: три такта пения сирен на перегоне Пахта – Алмазар; скрип двери из библиотеки шумов Одесской киностудии; предсмертный крик лахтака (морского зайца) и… три такта скоростного трения металла о металл на перегоне Пахта – Алмазар.
Последний результат – явный повтор, речь о том же «пении сирен».
Вывод: явившаяся тема уникальна – настолько, насколько уникален первый опыт; скажем иначе: насколько любое творение Создателя неповторимо, ибо для Него всегда и все – впервые, Он – длящаяся единичность.
В то время как дьявол – извечное дублирование, дурная воспроизводимость (не отсюда ли острое чувство перенаселенности мира звуками?).
Необходимо срочно прописать ее в системе, выпустить малька в Океан, который все сохранит, запомнит и удержит.
Однажды он будет отформатирован, наш Океан; надеюсь, прежде я в нем без остатка растворюсь.
Noise-n-music.org. Несколько щелчков – и тема загружена (индивидуальный номер 503369RQ – от пользователя Упсспдшь, анонимных вложений сервер не принимает: статья № 109 «Кодекса о всемирном наследии»).
Кто знает, шевельнулся жучок человеческого, вдруг именно она станет искомым, описанным в трудах теологов-акустиков, ключом к утраченной гармонии, «потерянному морю», недостающей формулой для правильной работы Звуковой Карты Вселенной?

…Через несколько дней исподволь росшее и внезапно хлынувшее чувство к стареющей меццо-сопрано из театра Навои затмило память о небольшом музыкальном приношении миру.
А еще говорят, любовь открывает все пути, все двери.
Нет, иногда случается наоборот: кое-каким дверям нужно открыться, а путям начаться, чтоб глубоко внутри зазвучал самый чистый, самый верный тон, одинокий и уникальный, способный заполнить собой весь слух, не оставив места другим звукам.

"Октябрь" 6, 2013
http://magazines.russ.ru/october/2013/6/4j.html
Tags: "Октябрь", 500 рассказов, Журнальный зал, журнал, рассказ, ссылка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments