Елена Штурнева (elena_shturneva) wrote,
Елена Штурнева
elena_shturneva

Джон Голсуорси "Сага о Форсайтах"



   С эпической неспешностью закончилась двухтомная сага о семействе Форсайтов, начавшаяся 15 июня 1886 году в день помолвки Джун Форсайт и архитектора Филипа Босини и закончившаяся в 1926 году смертью главного героя этого повествования – Сомса Форсайта.
Викторианская Англия, расцвет которой застали Форсайты старшего поколения, чьи монументальные фигуры основательны и даже величественны. «Старые Форсайты – старый Джолион, Суизин и Джемс, Роджер, Николас и Тимоти – прожили свою жизнь, ни разу не задумавшись над тем, стоит ли вообще жить. Процесс существования казался им очень интересным, очень увлекательным, и если в глубине души они едва ли верили в загробную жизнь, зато у них была твёрдая вера в свой собственный прогресс и в накопление богатства для своих детей», - так писал автор о своих героях в послесловии ко второму тому, названному «Современная комедия».
Выдержка, честность, умение сдерживать и даже скрывать свои чувства, владеть собой, семейственность, привычка смотреть на мир с точки зрения денег – всё это унаследовал от старшего поколения и Сомс Форсайт.
Но помимо денег у него ещё была тяга к красоте: он коллекционировал картины, правда, только те, приобретение которых сулило ему прибыль в будущем, на «несчастненьких», которым помогала в своей галерее Джун Форсайт, он не обращал внимания, лишь однажды согласился, чтоб один из них написал портрет его дочери.



И другая страсть - красота Ирэн, сразившая Сомса и преследовавшая его неотступно всю жизнь. Ирэн и Сомс появляются на самых первых страницах саги и остаются в ней до конца. И пусть во втором томе мы почти не встречаемся с Ирэн, но о ней постоянно кто-то упоминает: уехала с сыном в Америку после смерти мужа, живёт в Париже. Ирэн почти всё время вольно или невольно присутствует в мыслях Сомса, его обиде (почему она так и не смогла полюбить его?). Ирэн – его неизбывная боль, слегка приглушённая временем. И пусть жажда обладания, коей был обуян Сомс (собственником называли его остальные Форсайты) по отношению к Ирэн, мешает назвать это чувство любовью, но страсть, пронесённая через годы, десятилетия даже – по-моему, заслуживает если не восхищения, то уважения.
И в общем-то Сомса мне даже жаль: ни одна из женщин его не любила. Ни Ирэн, ни ставшая его женой француженка Аннет (которую он, впрочем, тоже не любил), ни даже Флер – его дочь, смысл его существования – тоже с точки зрения Сомса ценила его недостаточно, слишком занятая собственными переживаниями и поисками счастья.
И странным образом судьба Сомса, как в некоем кривом зеркале, отразилась в судьбе обожаемой дочери - она влюбилась в сына Ирэн – молодого Джолиона, который отверг её, чтоб своей женитьбой не причинять боли матери. И эта избалованная, эгоистичная женщин [«Ты имеешь понятие о прямой, соединяющей две точки», - сказал ей любимый человек] готова была пожертвовать положением в обществе, мужем, сыном – всем, готова даже на тайные встречи, чтоб только хоть иногда оказываться с тем, любовь к кому не утихала в течение семи лет. И снова он отверг её, отверг ради жены, теперь уже навсегда.
Заканчивается сага смертью Сомса, который был ранен выпавшей из окна картиной, когда пытался спасти свою коллекцию во время пожара. Вот что пишет в послесловии Джон Голсуорси: «Автор этой хроники, которого нередко спрашивали, что символизирует собой Сомс, затрудняется ответить на этот вопрос. Каков бы ни был Сомс, он, во всяком случае, был честен. Он прожил свою ни в ком другом не повторимую жизнь и теперь он спит. И да простится автору мысль, что смерть его была не совсем случайна; ибо как не ни далеко мы отошли от культуры и философии древних греков, и теперь есть ещё доля истины в старинном греческом изречении: «То, что человек любит превыше всего, рано или поздно его погубит».
Tags: английская, книга, книги, книгоедство, книгомания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments