Елена Штурнева (elena_shturneva) wrote,
Елена Штурнева
elena_shturneva

Майкл Ондатже "В шкуре льва"



Если очень коротко - книга замечательная.

Если подробнее, то не знаю, на какой сотне слов удастся остановиться, так как чем больше понравилась мне книга, тем сложнее быть краткой.

Что в ней есть? Социальные проблемы, поиски любви и понимания того, что такое любовь, поиски себя.
Чего в ней нет, так это готовых ответов, а разгадки разбросаны по всей книге, стоит только внимательно читать, ни на секунду не теряя бдительности.

Лесорубы, сплавщики леса, строители моста, рабочие, пробивающие туннель под озером, красильщики и свежеватели туш с кожевенного завода - и многие другие, работающие с раннего утра до позднего вечера, проваливающиеся в сон, едва дойдя до постели, чтоб на рассвете снова отправиться на работу. В основном это эмигранты - македонцы, болгары, итальянцы, греки, приехавшие в Торонто в поисках лучшей жизни либо сбежавшие от войны. Натурализм в описании их тяжелого и бесправного труда: "Когда с коровы сдирали кожу, мёртвые глаза ещё моргали". Вместе с проблемой эмигрантов в романе возникает проблема потери и обретения языка: приехав в Канаду, они утратили свой родной язык, стали безъязыкими, немыми. И теперь, чтоб заново себя обрести, они искали себя в новом им языке, уча его по песням либо в театре, проговаривая за актёрами слова их ролей.
"Все эти люди приходили на работу ранним утром, до рассвета, а уходили в шесть вечера. Агент по найму давал им английские имена: Чарли Джонсон, Ник Паркер. Они заучивали непривычно звучавшие слоги, как номера".

Потеря себя начинается с потери имени и языка.


Есть в романе и монахиня, ставшая актрисой, и эксцентричный миллионер, внезапно покинувший мир богачей и спрятавшийся в маленьком провинциальном городке вместе с любовницей, так что его поисками занимались много лет, и вор Караваджо, и пекарь Николас Темелков, заработавший на строительстве моста достаточно денег, чтоб открыть свою пекарню [пожалуй, единственный пример успешного эмигранта в романе, ставшего полноправным гражданином этой страны], а еще один из главных героев - это город Торонто, приютивший всех героев, главных и второстепенных.

Самая загадочная фигура в книге [лично для меня] - это даже ни исчезнувшая монахиня, которая упала с моста, и все думали, что она погибла, но немногие знали, что Николас Темелков спас её, подхватив на лету, и встреча с ним изменила жизнь девушки. Так вот, самым загадочным для меня оказался сам главный герой - Патрик Льюис. Появившись в первой главе романа ещё ребёнком, он последним и покидает его в заключительной главе. А вся история, изложенная в книге - это рассказ Патрика молодой девушке, дочери его возлюбленной, когда они ехали забирать Клару, бывшую любовницу Патрика, оставившую его ради любви к миллионеру Эмброузу Смолу. Так роман оказывается закольцованным дважды.

Кто же он, Патрик Льюис. Клара Диккенс, оказавшись его наваждением, от которого он долго не мог избавиться, заметила, какой он хрупкий, Элис, его настоящая и трагическая любовь, девушка, с которой он мечтал состариться, говорила, что он не создан для власти, он рожден быть младшим братом, и что именно с ним она обрела почву под ногами [её дочь Хана полюбила Парика, а ведь детей не обманешь]. Сам Патрик говорил, что он искатель, а ещё умеет работать с динамитом, то есть взрывать.
Он одиночка, хотя это можно сказать о каждом герое романа, молчаливый человек, ничего о себе не рассказывающий, мы знаем лишь, что отец погиб - похоронен под слоем полевого шпата [он тоже работал с динамитом], о его матери в книге нет ни одного упоминания. Все его воспоминания и сны - о потерянных возлюбленных, ничего - о родителях, детстве.

"Патрик, как мох, льюнул к другим людям, к тайным уголкам и щелям их жизни. Он всегда был чужим, третим лишним.<...> Он был наблюдателем, корректором".


Но именно Патрику дана способность собрать воедино всю разрозненную мозаику человеческих судеб и запутанных историй, ибо он один понимает то, чего не видят другие, а именно:

"Он видел взаимодействия, видел, как каждого из них несло нечто такое, что было сильнее их самих. <...> Собственная жизнь теперь казалась Патрику не отдельно взятой историей, а частью фрески, сочетавшейся с другими частями. Патрик видел перед собой чудесное ночное небо, сплетение судеб: эпизоды жизни самых разных людей, нечто неподвластное ни семье, в которой он родился, ни злобе дня. Монахиня на мосту, смельчак, неспособный уснуть без спиртного, мальчик, наблюдающий из спальни за ночными огнями, актриса, сбежавшая с миллионером - хаотичные обломки эпохи складывались в общую картину".


И именно Патрику дано рассказать эту историю, сложить мозаику из разрозненных деталей.

И последнее замечание касательно названия романа - оно тоже раскрывает грань главного героя:

"Однажды Элис описала ему пьесу, в которой несколько актрис играли главную роль. Спустя полчаса после начала спектакля всесильная матрона снимала мантию со свисающими шкурами животных и передавала ее вместе со своим могуществом кому-то из второстепенных персонажей. Так, даже бессловесная дочь, надев мантию, могла выйти из своего кокона и обрести дар речи. Для каждого из действующих лиц наставал свой черед, и он, облачившись в шкуры диких зверей, брал на себя ответственность за происходящее".

Именно Патрик оказался в своё время в шкуре льва, взяв на себя ответственность за происходящее как в семье, так и в городе.

Майкл Ондатже "В шкуре льва"
Tags: выбранные места, канадская, книга, книга в цитатах, книгоедство, книгомания, планета Ци, цитата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments