Елена Штурнева (elena_shturneva) wrote,
Елена Штурнева
elena_shturneva

Тэффи "Часы"



Какое множество на белом свете всяких часов: и карманных, и стенных, и башенных, и
стоячих, и висячих, и лежачих.
На каждой улице живет часовщик. Каждая городская колокольня отзванивает каждые
полчаса. У каждого человека в жилетном кармане тикает.
Точность времени играет такую важную роль в жизни современного человека, что если
ваши часы отстают или торопятся на четверть часа, вы немедленно несете их в починку.
Вы не можете потерпеть такой разницы между вашим существованием и существованием
всего остального человечества.
Культурный человек всегда немножко беспокоится за свои часы. Проедет мимо вокзала,
взглянет - десять часов. Сейчас вынет часы, покачает головой, если они не совсем
точны - переставит. Проедет через полчаса мимо колокольни, взглянет, а на ней без пяти
десять. Опять покачает головой, опять переставит. Доедет до Гостиного двора, взглянет, а
там без шести десять. Вздохнет, переставит. Встретит знакомого, а у того шесть часов не то
утра, не то вечера. Тогда культурный человек должен, не откладывая ни минуты, нести
свои часы к часовщику.
А вы знаете, что такое часовщик? Это существо совсем особенное. Живет он, окруженный
десятками стенных часов, которые болтают длинными языками в разные стороны и тычут
свои стрелки в какую угодно цифру, не стесняясь априорным понятием времени. На одном
циферблате три часа, на другом - пять, на третьем - два с минутами.
Окруженный этим сплошным враньем, часовщик, естественно, начинает врать и сам.
С волками жить - по-волчьи выть.
Он впялит себе в глаз лупу и посмотрит этим глазом на вас, а простым - на ваши часы,
потом попросит придти через недельку.
А через недельку скажет, что раньше месяца не управится, потому что в ваши часы нужно
вставить какой-то "шпунт".
- Да Бог с ним, со шпунтом, - умоляете вы. - Не нужно мне его. Я ведь не претендую.
Жил до сих пор без шпунта, авось и дальше проживу.
Но он опять впялит в глаз лупу, достанет ваши часы, начнет давить корявым пальцем
колесики и говорить про важность шпунта в человеческой жизни.
А длинные языки будут врать со всех стен.
- Так-так! Таки-так!
И вы на все согласитесь. Лишь бы скорее. Потому что не может культурный человек жить
без карманных часов.
Это, положим, не значит, что культурный человек определил заранее каждую свою минуту
на какое-нибудь дело и только ждет, чтобы стрелка встала на свое место. Дело не в том.
Часы просто должны идти правильно сами по себе, а жизнь идет правильно или
неправильно, но сама по себе.
Боже вас упаси жить по часам. Вы наделаете столько бестактностей, что потом самому
будет неловко.
Если вас пригласят на чашку чая к восьми часам, и вы, действительно, разлетитесь ровно в
восемь, то вас или совсем не впустят, или продержат часа полтора одного в гостиной,
сконфуженного и растерянного.
Если вы приедете на деловое свидание в семь часов, когда оно в семь и было назначено,
то вы будете присутствовать при поучительном зрелище подметанья полов и
расставливанья стульев, а сторожа будут в соседней комнате громко издеваться над вами.
- Микита, видел чучелу?
- Не-е.
- Так смотри, гы-ы!
Если вы приедете на вокзал встречать знакомых к десятичасовому поезду, то напрасно
станете совать ваши часы под нос начальнику станции. Десятичасовой поезд придет не
раньше четверти одиннадцатого, когда уже успеют составить два протокола о вашем
буйстве, и сами вы успеете от нервного расстройства броситься под колеса подоспевшего
девятичасового.
Часы культурному человеку служат, собственно говоря, только для того, чтобы он мог
приблизительно определить, насколько он куда-либо опоздал.
- Вы меня простите, мне пора ехать. Я ровно в два должен быть в одном месте по
важному делу, а теперь уже без десяти три.
- Посидите еще немножко! Поспеете еще! Не так ведь поздно.
- К сожалению, туда около часа езды.
- Ну, так посидите еще четверть часика, как раз и поспеете.
И если гость все-таки уедет, то, значит, он закоренелый педант, сушка, немец, выжига, у
которого только расчет на уме да узкая выгода, - неприятный и опасный человек.
Я себе представляю, что было бы, если бы в общество действительно пунктуальных людей
затесался один разгильдяй. Он бы в первую же четверть часа разорил и обездолил всех,
потому что в расписании делового дня пунктуальных людей все должно быть сделано
точно в определенное время, и так подогнано, что одно из другого вытекает и
обусловливает третье.
Пунктуальный А. должен ровно в девять часов утра получить нужные документы, чтобы
ровно в половину десятого (время на переезд рассчитано строго), передать документы
пунктуальному Б., который, подписав их, в свою очередь, ровно в десять должен
доставить пунктуальному В. на вокзал. Там, куда едет В., его ждут тоже пунктуальные
люди, у которых все сроки высчитаны и намечены по часам.
И вот в эту комбинацию стоит вместо любой буквы - А., или Б., или В. подставить
разгильдяя, опоздавшего на четверть часа, - и все пропало. Все расчеты как помелом
сметет. Взвоют пунктуальные люди.
- Эх, дал я маху! Нужно было загодя приехать. Лучше подождать, чем опоздать.
И вот они уже деморализованы. Они всюду будут торопиться без толку, всюду терять часы
на бесполезное ожидание, на каждое дело тратить времени вдвое больше потребного,
потеряют доверие и уважение и пропадут ни за грош.
Но, к счастью, у человека есть способность приспособляться, и вот, в ограждение себя от
опасности, угрожающей вторжением разгильдяя, люди стали считаться со временем
только приблизительно.
А., вместо того, чтобы сказать: "Приеду ровно в половине десятого", говорит: "Ждите меня
около десяти". А так как слово "около" имеет протяженность в обе стороны и притом
ограниченную только личным времячувствованием, то Б. может спокойно и не ропща на
судьбу прождать с девяти до трех.
И не будет волноваться, что не поспеет к В. на вокзал, потому что знает, что В. все равно
на поезд опоздает, да и там, куда В. едет, подождут. Над ними не каплет.
Таким образом, из минуты составляются часы, из часов - дни, из дней - годы. Вся жизнь
тормозится, может быть, всего где-нибудь в одном месте, в одной точке. Может быть, в
целом мире за все существование земли и был всего один разгильдяй, да еще, пожалуй, во
времена какой-нибудь Римской империи, - а все пошло прахом. Потому что на нашу
погибель сцеплены мы все проклятой цепью в веках и пространствах, и не вырвать из нее
ни одного звена никому и никогда.
Не к чему и стараться.
А часы в починку отдать, это - дело другое. Это - дело культурное, часы должны быть в
порядке.
Вы слышите их во время паузы серьезного разговора, слышите, замерев от счастья на груди
любимого существа, и слышите в последний момент земного своего существования, когда
доктор, взяв вашу руку, старается уловить угасающий пульс.
Часами отмечаются ваше рождение и ваша смерть. Поэтому, держите их в порядке. Но
если спросят вас, когда хотите вы быть в назначенном месте точно и определенно,
отвечайте, не смущаясь, как ответил бы ваш предок-троглодит:
- Да как-нибудь этак, вечерком, когда станет смеркаться.
По крайней мере, никого не подведете и не нарушите мировой бестолочи.
Tags: 500 рассказов, Тэффи, рассказ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments