Елена Штурнева (elena_shturneva) wrote,
Елена Штурнева
elena_shturneva

Хочу прочитать

Мераб Мамардашвили "Беседы о мышлении"


Фонд Мераба Мамардашвили представляет второе, дополненное и исправленное, издание курса лекций под названием «Беседы о мышлении», прочитанного М. К. Мамардашвили студентам Тбилисского государственного университета в 1986-1987 гг.

«Беседы о мышлении» — это беседы о философии, рассматриваемой автором не в качестве академической дисциплины, а в качестве того акта, который может совершаться в общечеловеческих жизненных ситуациях, акта мысли как события в мире. Такое понимание мышления предполагает обращение внимания на самый трудноуловимый слой мысли, который, тем не менее, составляет основу ее включенности в реальные процессы движения и установления смысла человеческой жизни и истории — а именно на образный, или символический, слой мышления; в этом аспекте рассматриваются также некоторые социальные и культурные процессы и события.

В разделе «Из архива» впервые публикуются подготовительные материалы к лекциям М. К. Мамардашвили о мышлении, относящимся к периоду 1986-1990 гг., а также выступления разных лет, имеющие непосредственное отношение к тематике курса лекций «Беседы о мышлении».
К книге прилагается CD c аудиозаписью 24 лекций курса «Беседы о мышлении».


Варлам Шаламов «Всё или ничего: Эссе о поэзии и прозе»



Эта книга для многих читателей станет неожиданностью – Варлам Шаламов (1907–1982) предстает здесь не как автор беспощадной лагерной прозы, а как тонкий, вдумчивый и оригинальный исследователь литературы. Эссе Шаламова на литературные темы (есть тут и прежде никогда не публиковавшиеся) впервые собраны под одной обложкой в форме отдельного издания – тем очевиднее, насколько точны его суждения, насколько не зашорен академическим литературоведением взгляд и, наконец, насколько захватывающе интересно следить за мыслью Шаламова-читателя.








Уистен Хью Оден "Чтение. Письмо. Эссе о литературе"



В книге представлены избранные эссе крупнейшего англо-американского поэта Уистена Хью Одена (1907—1973). Большая их часть взята из книги «Рука красильщика» (1963), ставшей классикой жанра. Поэт рассуждает о взаимосвязи темы и формы; как идея определяет поэтику и наоборот; насколько поэтическое видение мира определяет судьбу поэта и его книг — и насколько оно бессильно перед ходом жизни; о тех, кто являет собой лучшее этому подтверждение. Роберт Фрост, Эдгар По, Уильям Шекспир, Костантинос Кавафис, Уильям Батлер Йейтс, Франц Кафка — Оден умеет найти в пространстве темы точку опоры, на оси которой можно неожиданно развернуть повествование. На «Отелло» поэт смотрит глазами Яго, Йейтса подвергает судебному следствию, разговор о Фросте предваряют Просперо и Ариэль, олицетворяющие, первый, структуру и ремесленный замысел, а второй — ветреное вдохновение и непостоянство.





Карло Леви «Христос остановился в Эболи»


Христос остановился в Эболи и так никогда и не добрался до деревни Гальяно, куда фашистские власти в 1934 году сослали Карло Леви, итальянского интеллектуала и художника. Обитатели этого сурового пустынного края живут в архаическом прошлом, в окружении оборотней и колдунов, они разговаривают с мертвецами и встречают дьявола, и им нет никакого дела до государства и истории.В изгнании Леви погрузился в жизненый мир итальянских крестьян и блестяще описал его в своем знаменитом романе “Христос остановился в Эболи”, который стал одним из выдающихся путешествий на край ночи, за которые мы так любим литературу модернизма. Леви наблюдателен как Юнгер, социологически точен как Грамши и сдержан как Кафка, а его рассказ об интеллектуале, которого фашисты вытесняют на обочину общественной жизни, сегодня приобретает особую актуальность.

Грициано Карло Леви — итальянский писатель, художник, политический деятель. В 1919 году стал одним из создателей антифашистской группы “Справедливость и свободна”. Весной 1934 года его арестовали фашистские власти и после двух месяцев заключения отправили в ссылку. Здесь сначала в горном городке Грассано, куда Муссолини ссылал своих противников, а после в городке Алиано, выведенном в романе как Гальяно, писатель провёл долгие 18 месяцев, бесплатно занимался медицинской практикой, ибо был дипломированным врачом, и помогал нищим крестьянам, пока не запретили власти.
Впечатления о проведённых рядом с простыми крестьянами времени и легли в основу книги, написанной в 1943—1944 гг. и опубликованной в 1945 году, после освобождения Италии от фашистского режима Муссолини. Книга переведена на 37 языков (вышла в СССР в 1955 г.). В 1979 г. режиссер Франческо Рози снял по ней художественный фильм.

А.М.Топоров "Крестьяне о писателях".


Адриан Топоров (1891–1984) – просветитель, педагог, писатель, языковед. Молодой сельский учитель Адриан Топоров в им же созданной коммуне «Майское утро» с 1920 по 1932 годы ежедневно проводил с малограмотными или неграмотными вовсе крестьянами читки мировой и отечественной художественной литературы. По результатам работы им была составлена настоящая книга: она представляет собой стенограммы бесед с крестьянами, дополненные комментариями и замечаниями самого Адриана Топорова.
Адриан Топоров (1891–1984) – просветитель, педагог, писатель, языковед. Молодой сельский учитель Адриан Топоров в им же созданной коммуне «Майское утро» с 1920 по 1932 годы ежедневно проводил с малограмотными или неграмотными вовсе крестьянами читки мировой и отечественной художественной литературы. По результатам работы им была составлена настоящая книга: она представляет собой стенограммы бесед с крестьянами, дополненные комментариями и замечаниями самого Адриана Топорова.
http://common.place/toporov/
Коммуну «Майское утро» Адриан Митрофанович Топоров организовал вместе с сельчанами, с которыми участвовал в партизанских отрядах, воевавших против Колчака. Коммуну «Майское утро» первоначально составили двадцать семей из сел Косиха, Глушинка и Верх-Жилино Барнаульского округа, построивших в пятнадцати километрах от этих сел небольшой хутор, где все вопросы решали сообща, вместе работали и во всем помогали друг другу. Коммунарам удалось организовать на хуторе замечательный быт: прекрасные дороги, чистые избы, детский сад, школу. Был учрежден также Народный дом — клуб, где под руководством А. М. Топорова коммунары слушали произведения художественной литературы, ставили по ним спектакли, пели хором, играли на народных инструментах. Благодаря искренней убежденности своего учителя Топорова в том, что «большой и истинный талант непременно будет воспринят деревней, несмотря на утонченность его художественного мироощущения и сложность архитектоники его произведений», они прочли и обсудили («разобрали») из русской классики ХIХ века Толстого, Тургенева, Лескова, Гоголя, Щедрина, Пушкина, Чехова, Островского, Лермонтова, Писемского, Помяловского; из русской литературы начала века — Бунина, Андреева, Блока, Чирикова, Короленко, Горького; из зарубежной литературы — Мольера, Ибсена, Гюго, Мопассана, Метерлинка; из современной литературы — Есенина, Бабеля, Катаева, Сейфуллину, Бедного, Вс. Иванова, Новикова-Прибоя, Леонова, Уткина.
Деятельность Топорова как «одно из неподконтрольных явлений, сформировавшихся в традициях народничества и просветительства 1900-х годов», поначалу заслужила высокую оценку, однако в 1929 году на Топорова обрушился шквал ядовитых газетных заметок. В 1930 году, сразу после выхода книги «Крестьяне о писателях», его обвинили в классовой враждебности, пропаганде непролетарских писателей. В 1937 году он был арестован и осужден на пять лет, но оказался заброшен в сталинские лагеря на целых двадцать лет.

Статья о топоровской коммуне публиковалась в сборнике «Анархия работает. Примеры из истории России»

Коммуну «Майское утро» Адриан Митрофанович Топоров организовал вместе с сельчанами, с которыми участвовал в партизанских отрядах, воевавших против Колчака. Коммуну «Майское утро» первоначально составили двадцать семей из сел Косиха, Глушинка и Верх-Жилино Барнаульского округа, построивших в пятнадцати километрах от этих сел небольшой хутор, где все вопросы решали сообща, вместе работали и во всем помогали друг другу. Коммунарам удалось организовать на хуторе замечательный быт: прекрасные дороги, чистые избы, детский сад, школу. Был учрежден также Народный дом — клуб, где под руководством А. М. Топорова коммунары слушали произведения художественной литературы, ставили по ним спектакли, пели хором, играли на народных инструментах. Благодаря искренней убежденности своего учителя Топорова в том, что «большой и истинный талант непременно будет воспринят деревней, несмотря на утонченность его художественного мироощущения и сложность архитектоники его произведений», они прочли и обсудили («разобрали») из русской классики ХIХ века Толстого, Тургенева, Лескова, Гоголя, Щедрина, Пушкина, Чехова, Островского, Лермонтова, Писемского, Помяловского; из русской литературы начала века — Бунина, Андреева, Блока, Чирикова, Короленко, Горького; из зарубежной литературы — Мольера, Ибсена, Гюго, Мопассана, Метерлинка; из современной литературы — Есенина, Бабеля, Катаева, Сейфуллину, Бедного, Вс. Иванова, Новикова-Прибоя, Леонова, Уткина.
Деятельность Топорова как «одно из неподконтрольных явлений, сформировавшихся в традициях народничества и просветительства 1900-х годов», поначалу заслужила высокую оценку, однако в 1929 году на Топорова обрушился шквал ядовитых газетных заметок. В 1930 году, сразу после выхода книги «Крестьяне о писателях», его обвинили в классовой враждебности, пропаганде непролетарских писателей. В 1937 году он был арестован и осужден на пять лет, но оказался заброшен в сталинские лагеря на целых двадцать лет.

Статья о топоровской коммуне публиковалась в сборнике «Анархия работает. Примеры из истории России»
Tags: Мераб, книги, книгоедство, книгомания, о литературе, о поэзии, хочу_книгу, эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments