Елена Штурнева (elena_shturneva) wrote,
Елена Штурнева
elena_shturneva

Марина Палей. По ходу чтения...



Читаю Марину Палей третий день подряд.
Если бы не ходила на работу, то вполне можно было бы написать – не отрываясь.
Конечно, читала её и раньше. И не раз.
Но вот снова не без удовольствия перечитала «Кабирию с Обводного канала», не читанное ранее – «Ангажемент для Соланж» - полное жгучего эротизма, любви-ненависти и той свободы от стереотипов и навязанных нам правил и норм, которой многим, думаю, очень не хватает.
Замечательные рассказы «Рейс», «Вираж», «Свидание» и другие.


***
Искала (и ищу) причину того, почему тексты (???) Марины Палей столь притягательны для меня.
Сто раз задумывалась: а может, не стоит алгеброй – гармонию?
Может, достаточно просто читать, наслаждаться и любить.
Но снова задумывалась…

***
Привлекает чувство языка?
Несомненно. Чувство языка, столь естественное для писателя,  отмечали все, кто читал её произведения (Русской принцессой стиля нарекли её давным-давно, ещё в 1995, в Королевстве Нидерланды, куда Палей переехала из Ленинграда. А куда же ещё переезжать принцессе, как не в Королевство?)

«Её звали Раймонда Рыбная, в быту – Монька, Монечка. Фамилию она заполучила от мужа – именем была обязана своей мамочке, а моей тётке, Гертруде Борисовне Файкиной. Тётка от природы была наделена сильным тяготением к красивым предметам, вследствие чего неизменно перевозила за собой с квартиры на квартиру (и тут же прибивала на новом месте): подобранный на помойке портрет писателя Хемингуэя, календарь за август 1962 года с лимонноликой японкой, полулежащей в чём родила её мать, и трёхрублёвого Иисуса, страдающего на гипсовом кресте». («Кабирия с Обводного канала»)

***
Но, понимаю, больше всего мне нравятся её героини.
У них у всех есть что-то общее: все они совершают отчаянные попытки «прорваться за пределы отмеренного», все они живут на самом краю, перепутав небо и землю, верх и низ.
А иногда смело подбегают к краю пропасти и удивленно разглядывают: что там?
Жизнь и чувства – на пределе возможностей, а иначе нет ощущения, что ты ещё жива.
Многие из героинь так и застряли в своём шестнадцатилетии, они так и не смогли (а может, и не захотели) повзрослеть.
Питер Пены в женском обличьи, бесконечно задающие беззащитно-детские вопросы («Как, по-твоему, он меня любит?» - спрашивала Монька-Кабирия всякий раз).
Её героини экзистенциально одиноки.
И – экзистенциально свободны.

***
В прозе Марины Палей завораживает все:
музыкальность фраз, живописность деталей, описаний; безжалостная наблюдательность («свет» (катарсис, непобеждённость личности) заключается для меня в назывании вещей своими именами» - сказала она в одном из интервью), непредсказуемость сюжетных поворотов.

***
Есть такие книги, в которых, занырнув однажды, остаешься очень надолго.
Даже если все страницы прочитаны, и книга закрыта.
Tags: Марина Палей, выбранные места, книга, книги, книгоедство, любимое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments