Елена Штурнева (elena_shturneva) wrote,
Елена Штурнева
elena_shturneva

Ульяна Верина: Поэзия как разумная деятельность



…Было несколько человек, которым не приходилось объяснять, кто такие, например, Сатуновский, Некрасов, Аронзон, Еремин и почему без знания их вещей разумная деятельность в русской поэзии невозможна.
М. Айзенберг. Возможность высказывания


Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

А.С. Пушкин. Бесы


На филологическом факультете, где немало пишущих молодых людей получают университетское образование, немногие знают, кто такие Сатуновский, Некрасов (не Николай), Аронзон, Еремин, Сапгир, Айги, Соснора, – правда, некоторые узнают эти имена к последнему году, из курса современной литературы. А кто интересуется творчеством поэтов – своих современников?..

Угрозой для существования современной литературы является не то, что издатели не платят, телевидение не пиарит, государство не поддерживает, спонсоров не найти, а публика ничего не понимает. Катастрофической является ситуация, когда молодые писатели не читают друг друга, не знают, чем живут и вдохновляются такие же творческие люди, зачастую их друзья. Здесь речь уже не идет о том, чтобы ориентироваться в том, чем занимаешься. Я думаю, такой провал – следствие «массовизации» поэзии последнего десятилетия. Сотни и сотни тысяч поэтов – прочесть всех невозможно. Ориентироваться на премии или редакторский выбор известных журналов тоже не приходится. В последние годы выбор авторитетных жюри или редколлегий часто казался итогом растерянности перед наступающей массой никому не ведомых писателей. Выбрать новое имя становится всё труднее. И из списка в список начали перемещаться одни и те же лица. Не могу сказать, что эти «перемещенные лица» недостойны – нет. Но я вижу очевидную готовность литературной элиты спасовать перед новым, наблюдаю, как происходит утверждение целого ряда клише и канонов образца 2000-х, и думаю, что знаю то волшебное средство, которое произведет талантливого автора в звание писателя своего поколения.

Включенность в литературный процесс – важное условие разумной деятельности в современной поэзии – сегодня доступна даже клиническим социопатам и убежденным одиночкам. Гений, упавший с небес, сегодня возможен с той же вероятностью, как и в предыдущие эпохи, а реализованный талант, один из сотен тысяч, может стать итогом личного выбора, осознанного роста.

М. Л. Гаспаров, опряделяя личность, использовал «марксистское положение»: «…Личность – это точка пересечения общественных отношений», – и пояснял: – «Когда я говорил вслух, что ощущаю себя именно так, то даже в самые догматические времена собеседники смотрели на меня как на ненормального. А я говорил правду. Я зримо вижу черное ночное небо, по которому, как прожекторные лучи, движутся светлые спицы социальных отношений. Вот несколько лучей скрестились – это возникла личность, может быть – я. Вот они разошлись – и меня больше нет». Трудная работа по пониманию Другого, составившая основу интеллигентской культуры и давшая лучшее, что есть в полуторавековой истории русской классики, пока остается важнейшим способом формирования творческой личности. Угасание интеллигентской культурной модели, ощущаемое даже в повседневности, возможно, становится одной из причин намечающегося кризиса в личностном измерении литературы. Русская поэзия пока не нашла способа расти из интеллектуализма, и многочисленные попытки произвести ее не «на радость людям» продолжают ощущаться искусственно привитыми и подражательными опытами, часто очень талантливыми, – опытами говорения в закрытой комнате на языке, которого никто не понимает. Другие, новые модели культуры, скорее всего, сформируют свой, особый тип творческих отношений и свое определение личности, но когда это будет?

Надеюсь, очевидно, что в моем развитии мысли М. Л. Гаспарова об «обязанности понимать» нет ни намека на конъюнктуру или ширпотреб, народность или тусовку. Но на всякий случай – вдруг способность понимать откажет? – поясню: я о другом. О Другом.

Каждая литературно одаренная личность может сделать невероятно много, если деятельность эта будет разумна. Увы, тот пробел художественного вкуса, слуха и знания, который серьезно повредил мировоззренческий аппарат сорокалетних, становится межпоколенческой пустотой. И чтобы не сокрушаться здесь о том, что, мол, «распалась связь времен» и не поминать Достоевского, вернусь лучше к тому, что усилие немногих единомышленников способно сегодня привести в действие механизм заполнения пустоты, – и художественной и нравственной потерянности творческого события. Хорошо бы, чтобы «Текстура» стала не одним из многочисленных литературных сайтов, которые служат тому, чтобы тешить авторское самолюбие, а альманахом разумного отношения к искусству.
Ульяна Верина
http://textura.by/pojezija_kak_razumnaja_dejatelnost/



Tags: о поэзии, ссылка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments